Сегодня нашу гостиную озаряет свет улыбки и лучистых глаз Ирены Сендлер, маленького доброго ангела, польской медсестры, спасшей тысячи еврейских детей из фашистского гетто в годы Второй мировой войны.
Ее образ вдохновил Светлану Сурганову на создание одной из самых красивых и проникновенных песен группы «Сурганова и Оркестр» из альбома «МируМир» ̶ «Сюзан».
Устала тишина проглатывать слова,
бумажный батальон невыпущенных стрел.
Как школьная тетрадь сумбурна голова.
То пеленает страх приветливую смерть.
Сюзан, Сюзан, Сюзан,
как тает снег…
Ирена Станислава Сендлер (Сендлерова) родилась в Варшаве 15 февраля 1910 года в семье врача Станислава Кшижановского, который во время революции 1905 года был подпольщиком, а как врач, лечил в основном бедняков-евреев, у которых не было денег на оплату. Он умер от тифа, заразившись от одного из своих пациентов, когда Ирене было всего 8 лет. Но пример отца сильно повлиял на ее мировоззрение. Еще учась в Варшавском университете на отделении польской литературы, Ирена дружила со многими еврейскими студентами и вступила в Польскую социалистическую партию так же, как когда-то ее отец.
В довоенные годы в Варшавском университете и не только там, существовало так называемое «скамеечное гетто» — негласное правило, по которому еврейским студентам разрешалось сидеть только в самом конце аудитории на специально отведенных для них скамьях. Ирена Сендлер в знак протеста всегда садилась на эти скамьи вместе со своими еврейскими друзьями. Позже ее отстранили от учебы на три года, когда она перечеркнула свой студенческий билет после избиения польскими националистами ее еврейской подруги.
И в начале Второй мировой войны, когда фашисты оккупировали Польшу, Ирена Сендлер с друзьями начали помогать еврейским семьям. Так, они изготовили и раздали более 3 тысяч поддельных польских паспортов евреям, чтобы спасти их от гетто и неминуемой смерти, так как условия проживания в гетто (огромная скученность людей и минимальные нормы пищи) были направлены на то, чтобы люди погибали. Так начинался Холокост – массовое уничтожение евреев в годы Второй мировой войны в Германии и оккупированных фашистами территориях – одно из самых отвратительных и бесчеловечных явлений в мировой истории.
Все это время Ирену Сендлер не оставляли мысли о том, как она еще может помочь евреям в это ужасное время. И тогда она стала сотрудницей Варшавского управления здравоохранения. Ее должность позволяла ей беспрепятственно бывать в еврейских гетто для санитарной обработки (фашисты очень боялись распространения болезней, особенно тифа, от ослабленных узников гетто на другие территории). Пользуясь служебным положением, Ирена Сендлер проносила на территорию гетто еду, лекарства, одежду. А вскоре организовала целую систему помощи, используя свои связи в администрации Варшавского управления и благотворительные еврейские организации.
Но в 1942 году фашисты приступили к следующему этапу уничтожения евреев: они начали депортировать их из гетто в лагеря смерти. И тогда Ирена Сендлер поняла, что нужно предпринимать более решительные меры. Она начала сотрудничать под псевдонимом Иоланта с подпольной организацией Польши «Жегота», организованной Советом помощи евреям. И в 1942 году «Жеготой» был разработан и стал внедряться крупномасштабный план по спасению еврейских детей из гетто.
Ирена Сендлер, которая часто бывала в гетто и знала все входы и выходы из него, а также посещала бараки и беседовала с узниками гетто, была ключевой фигурой этого плана. Одной из самых трудных задач было уговорить отчаявшихся родителей отдать своих детей в неизвестность. Ирена Сендлер смогла их убедить, что так они дают им шанс на спасение. И родители соглашались.
Были разработаны и продуманы практически до секунд маршруты вывоза детей из гетто: совсем маленьких детей вывозили в грузовиках в картонных коробках с отверстиями, чтобы дети не задохнулись. У водителя грузовика даже была собака, которую обучили лаять при проезде поста охраны, чтобы заглушить плач детей. Вывозили детей и с трупами, давая им немного снотворного, и в корзинах с отходами. Именно таким образом Ирена Сендлер вывезла из гетто свою шестимесячную приемную дочь Эльжбетту Фицовскую, родителей которой убили фашисты. Детей постарше выводили через системы канализации, через тайные ходы примыкающих домов. Существовал еще трамвай № 4, который называли «трамваем жизни». Он курсировал по Варшаве и делал остановки внутри гетто, а медсестры в нем закрывали своими телами детей, таким образом вывозя их из гетто. Примерно 12 человек были задействованы в спасении каждого ребенка. За это полагалась смертная казнь, но они рисковали своей жизнью ради спасения еврейских детей.
Но мало было вывезти детей из гетто, нужно было их надежно устроить. И тут была разработана целая система: детям давали новые имена и помещали в сочувствующие польские семьи, церковные приходы, женские монастыри и приюты. Здесь вклад Ирены Сендлер неоценим: она на каждого ребенка заводила специальную карточку, где указывала его настоящее имя и родителей, а также адрес, куда был передан ребенок, чтобы после войны родители или другие родственники могли найти своих детей. Сведения она помещала в стеклянные банки и закапывала в тайном месте
Когда Ирену Сендлер схватили фашисты и страшно пытали, она не выдала никого и ничего. Ее приговорили к смертной казни в 1943 году, но участники подпольной организации «Жегота» смогли ее спасти, подкупив охрану и тайно вывезя ее из тюрьмы. По официальным документам она числилась казненной и до конца войны скрывалась под чужим именем.
После войны Ирена Сендлер раскопала свой тайник. В ее картотеке числилось более 2,5 тысяч спасенных детей, что даже больше, чем в знаменитом списке Шиндлера. Ирена Сендлер передала эти сведения в Комитет польских евреев, что позволило вернуть спасенным детям их имена, часть детей была возвращена в родные семьи, сироты направлены в израильские приюты.
Ирена Сендлер была очень скромным человеком, не думала о своей деятельности, как о подвиге, считая, что это в порядке вещей ̶ помогать тем, кто погибает, и наоборот, даже сокрушалась, что удалось сделать так мало… Она дожила до преклонных лет и умерла в Варшаве 12 мая 2008 года в возрасте 98 лет. Долгое время о ее подвиге не было ничего известно ни в Польше, ни за ее пределами. И только в 1965 году ее внесли в списки Праведников мира и пригласили в Израиль посадить дерево на Алее Праведников (израильский национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма). Но только через восемнадцать лет, когда в Польше пал «железный занавес», Ирена Сендлер смогла попасть в Израиль.
Более шестидесяти лет молчали о подвиге Ирены Сендлер, и удивительным образом мир узнал об этом, благодаря трем американским школьницам из Канзаса, которым нужно было написать сочинение по истории в 1999 году. Школьницы так были потрясены найденными сведениями об Ирене Сендлер, что даже написали пьесу «Жизнь в банке», которую много раз играли в США, Канаде и Польше. Но и на этом они не остановились, решив разыскать саму Ирену Сендлер. И у них это получилось, они смогли с ней встретиться, а потом еще продолжали общаться вплоть до кончины Ирены Сендлер в 2008 году.
В 2009 году в США вышел фильм режиссера Джона Харрисона об Ирене Сендлер, а в 2014 году в издательстве «Эксмо» вышла книга Джека Майера «Храброе сердце Ирены Сендлер», раскрывающая всю суть Холокоста на примере подвига Ирены Сендлер.
Ирена Сендлер сумела примером своей жизни доказать, что даже маленькому человеку, который честно выполняет свой долг и наделён добрым, отважным сердцем, возможно изменить мир. На ее счету 2,5 тысячи спасённых из фашистского гетто еврейских детей, которым она подарила вторую жизнь, рискуя своей. Польский парламент признал ее национальной героиней. Обладательница наград «Праведник народов мира», Ордена Белого орла. В 2007 году она была номинирована на Нобелевскую премию мира, но премию ей не присудили, зато Ирена Сендлер была удостоена самой доброй награды — международного Ордена Улыбки, который вручают тем, кто дарит детям радость. Ирена Сендлер очень гордилась этим орденом.
Избранное - отложи сюда то, что понравилось, и закажи у официанта